Новый тип стационарного учреждения социального обслуживания |
Самоуважение, удовлетворение, внутренняя свобода и уверенность в себе Источник: www.elitarium.ru Макс Люшер (Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера. Материал публикуется в переводе с немецкого. Человеческие, социальные отношения, чтобы достичь равновесия, также строятся на компенсации, например, брать и давать. Поговорим о той компенсации, которая для человека является наиважнейшей, и одновременно самой опасной: об уравновешивании противоположных чувств для достижения равновесия внутри собственного «Я». Если кто-то чувствует себя неуверенно во взаимоотношениях с противоположным полом, при встрече с важной или известной личностью, выступая перед большой аудиторией, в разговоре на иностранном языке, или в еще какой-то необычной ситуации, то с помощью упражнений и опыта неуверенный может обрести желаемую уверенность. При правильном отношении к окружающему миру человек освобождается от неуверенности. Благодаря развитым контактам и глубоким привязанностям исчезает одиночество. Благодаря высоким достижениям и умножающимся успехам, укрепляется уверенность в себе. Если мы делаем то, что необходимо, то чаще всего мы справляемся с задачами и трудностями, которые предлагает нам повседневная жизнь. Так через решенные задачи, преодоленные трудности и достигнутые успехи мы проходим путь от состояния дискомфорта и раздражительности, разочарования и дурного настроения до внутреннего равновесия. Наше «Я» в полном порядке, если мы привели в равновесие свое отношение к внешнему миру. Но наше состояние становится опасным, когда наши «чувства самих себя» выходят из равновесия. Наше «Я» распадается на противоположные полюсы, входит в непримиримые противоречия, противоположности взаимно усиливаются, противоречие обостряется. Тогда маятник между хвастливым самовосхищением и угнетающим саморазочарованием раскачивается все сильнее и быстрее. Иллюзии и депрессии, притязания и страхи начинают вращаться по кругу. Наше «Я» превращается в заколдованный маятник с двумя полюсами. Кто попадает в замкнутый водоворот бесплодных событий, тот будет постоянно вращаться в этом круге безысходности. Собственными силами вряд ли удастся освободиться. Это подтверждает невыразительные и разочарованные, суровые и страдальческие лица, которые во множестве окружают нас каждый день. Особенно важная для нас задача — рассказать подробно о том, как избежать беспомощности. Но это сложная задача. Многие люди считают чувства, из-за которых мы попадаем в заколдованный круг, — тщеславие, зависть, ненависть, презрение, желание унижать и использовать людей и т.д. — «совершенно нормальными». Другие люди считают «современным» сознательно воспитывать в себе эгоизм, при этом они совершенно неправильно истолковывают понятие «саморегуляции». Некоторые наши современники усугубляют собственный эгоцентризм, когда в поиске своей идентичности, практикуют нездоровое самолюбование. То, что эгоизм декларирует как самопознание, — нередко не что иное, психологическая зависимость от «Я» (Я — зависимость). Ни спорные «Я — психологии» («Я», сверх-Я, «Я» — родитель и «Я» — ребенок), ни конфессиональные учения о морали, ни социальные нормы приличия не привели к пониманию очень важного жизненного начала: наша совесть чутко реагирует на нарушение границы нормальных чувств себя. А именно от этого зависит наше внутреннее равновесие и наше благополучие, поэтому хочу описать четыре основных чувства себя:
При этом мы хотим показать и то, что происходит, когда мы теряем нормальные чувства себя, они распадаются на противоположности. Противоположности множатся, взаимно усиливаются, и, в конце концов, образуют заколдованный круг. Самоуважение Наряду с самоуважением существуют две связанные с ним противоположности негативного смысла:
Теодор В. из-за своей слабости к алкоголю разрушил нормальное чувство себя — самоуважение. Среди своих собутыльников он бездумно переоценивал себя, как самого умного. А себя же в роли пьяного супруга и предпринимателя, который по утрам не мог подняться из постели из-за головных болей, вызванных злоупотреблением алкоголя, — такого себя он презирал. От мучительного презрения к самому себе он скрывался в трактире, чтобы снова обрести право переоценивать себя, хватаясь за превосходство над завсегдатаями трактира. Так он и понял заколдованный круг презрения к себе и переоценки себя. И вращение в этом круге все убыстрялось и убыстрялось, становясь принужденным. Нормальное чувство себя, самоуважение, он утратил в еще в большей степени, когда попал в зависимость от признания другими людьми. Самоуважение и признание себя другими — это два разных, во многом противоположных чувства себя. Чем спокойнее и увереннее человек уважает себя сам, тем меньше он нуждается в признании другими людьми. И наоборот: чем сильнее человек жаждет признания, чем отчаяннее хвастается своими достижениями, своим имуществом или связями, тем более убогим становится его самоуважение. Необходимо ясно понимать различие между самоуважением и признанием (подтверждением себя). Подтверждение — это констатация того, на что человек способен. Например, умение читать и писать, владение иностранным языком, наличие профессии. Интерес к человеку, его привлекательность в глазах других людей — тоже подтверждение себя. Признание развивает уверенность личности в себе, но не самоуважение. Мужчины и женщины, ведущие себя как на птичьем дворе, посылающие сексуальные сигналы в равнодушное пространство, вообще люди, желающие, чтобы окружающие восхищались ими, как восхищаются павлинами, — все они испытывают и переживают недостаток самоуважения. У таких персонажей отсутствует истинное уважение к партнеру, то есть, основы для настоящей любви. Самоуважение — это очень важное чувство себя, оно присуще только человеку, который обладает абсолютно чистыми убеждениями и неизбежно поступает согласно своим убеждениям. Некоторые индивидуумы, особенно часто женщины, считают: чтобы добиться самоуважения, надо непременно совершить что-то особенное, по крайней мере, родить ребенка. Такие «ортодоксы» сосредотачивают внимание на том, что другие делают для получения подтверждения себя, и за счет каких деяний другие получают высокий общественный статус. Но следование чужим образцам не ведет к самоуважению. Самоуважение приходит к человеку лишь тогда, когда сам человек честен, добросовестен и безупречен. А вот подтверждения себя человек может достичь через деяния, которые он считает достойными своих устремлений. Подтверждение себя осуществляется в ученом звании, политической карьере, впечатляющем богатстве, внушающей восхищение машине, или, в самом «предельном» варианте, — прославляющем некрологе. Недавно я слушал по радио интервью с женщиной, дипломированным психологом. Она только что опубликовала книгу на тему «Нам всем нужна популярность». Я в течение получаса терпеливо ждал, когда наконец дипломированный психолог скажет, что популярность необходима нам лишь в том случае, когда у нас отсутствует подтверждение себя и самоуважение, прежде всего — самоуважение. В завершение интервью ведущая радиопередачи спросила: «Но ведь и самоуважение тоже очень важно?» Скороговоркой последовал ответ психолога: «Да, конечно. Но для самоуважения очень важно постоянно получать доказательства собственной популярности». В моих глазах, психологическое невежество психолога не прибавило популярности автору книги о нужности популярности. Завышенной самооценкой страдают все фанатики, особенно — важничающие персонажи: конфессиональные, политические и общественные деятели. Есть и ученые, которые путают ценность своих достижений с ценностью собственной персоны. Как тот врач, который сказал: «В мире всего два стоящих хирурга. Второй живет в Америке». Многие художники без тени сомнений представляют себя яркими звездами, хотя большинство из них, наверное, все-таки пролетающие кометы, а не неподвижные звезды. Нормальное самоуважение свойственно людям, для которых вполне естественно говорить и поступать порядочно, честно и добросовестно, в согласии со своими убеждениями. Высокомерная гордость чужда этим людям, как чуждо им и раболепное приспособленчество. Нужно обладать хорошим чутьем, чтобы распознать достойную скромность таких людей, основанную на уважении к себе. Нормальным самоуважением обладают люди, для которых говорить и поступать порядочно, честно, добросовестно, следуя своим убеждениями, — само собой разумеющееся поведение. Людей, которые ведут себя и действуют по-другому и своим образом жизни разрушают самоуважение, узнать нетрудно. Они все время изворачиваются, ищут обходных путей, чтобы осуществить свои намерения. Они находят всевозможные отговорки, чтобы чего-то не сделать, или говорят противоположное тому, что намереваются предпринять. Они неискренни, они врут по привычке. «Изворотливыми ужами» я называю мужские и женские особи, которые не считаются ни с чем ради собственной пользы, которые безудержно лгут, чтобы осуществить свое влияние и заполучить власть. Внутренняя свобода У внутренней свободы существуют два антитезиса:
Собственной внутренней свободой обладает человек, способный и требовать, и, одновременно, отказываться от собственных требований. Внутреннюю свободу вы ощущаете, если можете спокойно проигнорировать телефонный звонок, когда не хотите, чтобы вас отвлекали. Вы переживаете внутреннюю свободу, если без объяснений отклоняете приглашение, которое вам не интересно. Вы обладаете внутренней свободой, если находите в себе мужество выразить желание, даже при уверенности в том, что получите отказ. Свободен тот, кто не скрывает своих чувств и намерений. Свободный человек просто говорит: «Я не хочу», а не притворяется, что у него нет времени. Ему не придет в голову лицемерить перед кем-то в чем-то. Тот, кто утверждает, что он использует отговорки, чтобы пощадить другого человека, на самом деле, боится стать непопулярным. Он щадит самого себя. Боязнь потерять популярность ведет человека к несвободе. Так рождается страх опозориться, так возникает неприятное чувство смущения и стеснения, так вспыхивает краска стыда. Только человек, ощущающий себя свободным, может быть искренним и находчивым. Как та привлекательная женщина, которая на вопрос своего поклонника, можно ли ее проводить и в каком направлении она идет, ответила: «В противоположном». Для того, чтобы ощущать себя внутренне свободным, надо обладать самоуважением и быть в ладу со своими убеждениями. Кто стремится к тому, чтобы его любили, и ищет подтверждения любви к себе у других, никогда не испытает ощущения внутренне свободного человека. Мы не можем безошибочно распознать нормальность чувств себя — настоящая совесть в нас и знание о нас самих притупились. Это знание, «нравственный закон во мне», которым восхищался Кант, не может быть привито нам извне, ни через конфессиональное учение о морали, ни через хорошо продуманное преподавание того, что ценится как социально-желательное и порядочное, ни через общественно-политическую идеологию. Социальные идеалы оказываются несостоятельными, если они навязываются людям извне, а не становятся внутренним убеждением на основании лично пережитого озарения. Врач и философ Пауль Дальке (1865-1928) говорил об этом с удивительной ясностью: «Истинное принуждение человека исходит, в конечном счете, не от вещей, а от мышления, поэтому нет принуждения извне, есть самопринуждение. Действительно: человек вынужден что-то делать лишь тогда, когда он сам себя принуждает. А такое возможно только тогда, когда человек осознал необходимость того, к чему он себя обязан принудить. Из чего опять же вытекает, что прогресс осуществляется не при помощи законов, распоряжений или даже насилия, а только путем наставлений. С давних пор миру нужны не великие мужи, а учителя. И издавна в восприятии мыслящего человека величайшим достижением считались не победы и завоевания, не открытия и изобретения, не овладение миром, а постижение себя самого. И единственный истинный путь к истинному достижению — познать себя самого». Меня вновь и вновь волнуют эти мудрые мысли. Кто прочитал эти наставления, как только что прочитали вы, кто взял эти установки на вооружение, тот уже изменился. Он избавил свою будущую жизнь от бесполезных или даже губительных окольных путей. «Познать самого себя» — означает, понять причину: почему я что-то делаю. «Познать самого себя» — значит быть чутким и честным с самим собой, чтобы распознавать истинные свои мотивы и собственные намерения. Мы обязаны постоянно спрашивать себя: задеваю ли я свое самоуважение тем, что говорю и делаю? и ощущаю ли я себя внутренне свободным? Внутреннее удовлетворение Есть две негативные противоположности внутреннего удовлетворения:
В отношении к другим неудовлетворенность собой выражается во внутреннем дистанцировании, в отчуждении, в желании убежать, в беспокойстве, раздражительности и в поиске объекта для неистощимой критики. Гипертрофированная потребность в удовлетворении ведет к самоудовлетворению и самоизбалованности. Самоудовлетворение нередко воплощается в давно прошедшей или в вожделенной будущей любви. Кроме сексуального удовлетворения отыскиваются разные источники балования себя. Чрезмерно изобильная еда, излишняя сытость часто заполняют духовную пустоту неудовлетворенных людей. Кто-то очень много курит, чтобы отсутствие интимных душевных отношений заменить вдыханием табачного дыма. Кто-то пьет много алкоголя, чтобы одурманить себя и не ощущать тоски неудовлетворенных желаний. Если заколдованный круг вращается все быстрее, то и балование себя вырастает до самоодурманивания. Ублажение себя сладостями еще можно отнести к балованию себя, но заядлое курение, алкоголизм и регулярное употребление снотворных средств и наркотиков — это уже абсолютное самоодурманивание. «Удовлетворение приходит изнутри», — написала недавно одна психотерапевт в памятке для пациентов. Что ж, установка верная, но бесполезная. Не только удовлетворение, но и тщеславие, зависть, агрессивность приходят изнутри. А мы хотим знать, что надо делать, чтобы достичь внутреннего удовлетворения и равновесия. Прежде всего следует отучить себя от ожидания, что другой человек по собственной воле сделает то, чего вы хотите. Набравшись терпения и готовности к пониманию, надо постараться понять другого человека, захотеть принадлежать партнеру, почувствовать себя связанным с партнером, вместо того, чтобы унижать придирчивой критикой и отталкивать. О том, что такое счастье, очень много пишут, а еще больше гадают. Дети, собирающие монеты в свинье-копилке, верят, что копилка приносит счастье. От этой детской веры многие взрослые так никогда и не избавляются: продолжают верить в то, что для достижения счастья нужны деньги. Многие непоколебимо уверены: чем больше денег, тем больше счастья. Кто думает так, будет шествовать по жизни в толпе несчастливых. Заблудшему человеку нужно все больше и больше, он бежит к счастью все быстрее и быстрее, но остается на том же несчастливом месте. Если бы устремленный к счастью смог испытать счастье, — как он был бы доволен. Чтобы быть счастливым, нужно уметь быть довольным. Очень богатый человек, владелец нескольких собственных вилл и дворца пригласил меня в гостиницу люкс на пляже одного экзотического острова. Я был в восторге от красоты комнаты и вида на море. Он согласился со мной, но со вздохом отметил: комната могла бы быть на метр шире. Маниакальное недовольство всем ведет людей мимо счастья. И мимо жизни. Кто воспринимает красоту заката, кого захватывает звучание мелодии, кого впечатляет органичная естественность человека, тот не требует ничего более этих ценностей. Он наполнен жизнью и тем доволен. Тот, кто доволен своим делом и своими переживаниями, испытывает постоянное счастье. Уверенность в себе Существуют две негативных противоположности уверенности в себе:
Четыре чувства себя образуют фундамент нашего внутреннего равновесия: самоуважение, внутренняя свобода, внутреннее удовлетворение и уверенность в себе. Об уверенности в себе я и хочу поговорить. Уверенность в себе отличается от самоуважения. Уверенность в себе — такое чувство себя, которое меньше всего связано с самоуважением. Если глава мафии утверждает о себе, что он якобы обладает высоким самоуважением, то он не знает, о чем говорит. Мафиози безусловно чувствует сильную уверенность в себе, и она у него действительно есть. Любое дело, которое глава мафии успешно проводит, подтверждает его деловитость. Так возникает самоодобрение высшей степени, и это развивает у «босса» уверенность в себе. К гениям, которые не осознавали своего исключительного величия и обладали пониженной уверенностью к себе, относится сомневавшийся в себе и застенчивый Франц Шуберт. За свою короткую жизнь он получил немного признаний — всего однажды, от Бетховена. Поэтому великий композитор редко переживал состояние самоодобрения, которое могло бы укрепить его уверенность в себе. Когда репетировались его «Немецкие танцы», он сидел рядом с дирижером и нашептывал ему правильный темп исполнения: «Быстрее — медленнее — быстрее». Рассерженный дирижер накричал на него: «Что Вы все время вмешиваетесь? Кто Вы, собственно говоря, такой?» Шуберт смущенно поклонился: «Извините, господин капельмейстер, я всего лишь композитор». Человек подрывает уверенность в себе, если слишком мало или слишком много ожидает от себя. Или если слишком мало или слишком много от себя требует. Тот, кто предъявляет себе слишком высокие требования, несомненно хочет восхищаться собой — самым сильным, самым мужественным, самым великим. Героем, звездой. Предъявление к себе слишком высоких требований отражает достойную цель — восхищаться самим собой. Конечно, для тех, кто восторгается собой, необходимо, чтобы и другие восхищались ими. Поэтому они сверх меры хвастливы. Обратная сторона самовосхищения — сострадание к себе. Тому, у кого снижена уверенность в себе, необходимо восхищение других. Тот, кто зависим от восхищения других, впадает в депрессивное сострадание к себе, если в течение долгого времени не встречает поддержки и признания. Поэтому многие политики и звезды искусства изо дня в день спешат прочитать утреннюю газету, надеясь найти там свое имя. Многие из тех, кто восхищается собой, выдают себя непомерным хвастовством, когда, как бы невзначай, упоминают, с какими влиятельными людьми они близко знакомы или с какими известными личностями они вроде бы дружны. |