Новый тип стационарного учреждения социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Его появление обусловлено ростом числа граждан престарелого возраста
и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

Наш адрес: 150007, г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 63 |  yarogc@yandex.ru |  гостевая книга  

Методичка для социальных работников

Важнейшим аспектом обеспечения эффективного и высококачественного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является правильный подбор, подготовка и расстановка кадров квалифицированных сотрудников для обслуживания пожилых людей.

Вопросы кадрового обеспечения системы социального обслуживания нашли свое отражение в нормативно-правовых документах.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» представлены основные принципы социального обслуживания:

- адресности

- доступности

- добровольности

- гуманности

- конфиденциальности

- профилактической направленности

- преемственности (между формами обслуживания, видами услуг, типами учреждений)

- взаимодействия (с органами здравоохранения)

- дифференциации (учитывается тип учреждения – стационарные и нестационарные).

Перечисленные принципы приемлемы для организации социального обслуживания всех слоев населения.

В ст. 25 Федерального Закона прямо указывается, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивается специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, обладающими опытом работы в области социального обслуживания и склонных по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

В Федеральном Законе от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» большое внимание уделяется социальным работникам как одному из важных звеньев в системе социального обслуживания.

В последние годы в связи с расширением задач по реабилитации пожилых людей, в том числе инвалидов, в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах) встает вопрос о необходимости введения в штат домов-интернатов психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, социальных педагогов, которые должны обеспечивать социально-бытовое обслуживание и психологическое сопровождение проживающих.

Уровень профессиональной подготовки социальных работников регламентируется соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками.

Согласно этим требованиям должностными обязанностями социального работника являются:

- выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи, обеспечение нуждающихся продуктами питания, медикаментами по рецептам врача, необходимыми промышленными товарами;

- проверка правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий;

- оказание содействия в поддержании контактов с родными, близкими, написании писем и заявлений, ознакомлении с печатными изданиями;

- помощь в поддержании обслуживаемыми личной гигиены, постоянные контакты с лечащим врачом;

- оказание первичной медицинской помощи: измерение температуры тела, наложение горчичников, компрессов, оказание первичной психотерапевтической помощи;

- сопровождение проживающих в лечебные учреждения, посещение их при помещении в больницу;

- помощь в организации оказания ритуальных услуг.

При этом социальный работник должен знать:

- нормативные документы по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- организацию ведения домашнего хозяйства;

- санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами;

- основы психологии лиц старшего возраста;

- приемы оказания неотложной доврачебной помощи;

- основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Как видно из приведенного выше перечня должностных обязанностей социального работника, они практически полностью совпадают с гарантированным государством перечнем социальных услуг, предоставляемых пожилому человеку.

Кроме того, качество социального обслуживания зависит от личности социального работника, его ответственности, порядочности, отзывчивости и компетентности.

Социальные работники должны уметь выполнять следующие задачи:

- оказание общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи;

- оказание морально-психологической поддержки проживающим;

- содействие в оформлении различных документов.

В настоящее время социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность, что имеет особое значение для пожилых и инвалидов.

Учет и знание качества жизни своих клиентов – непременные условия успешной деятельности социального работника.

Клиенты должны получать не просто услуги, которые им предоставляют социальные службы, а услуги, соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

В связи с этим постепенно меняется и структура спроса на социальные услуги.

Гарантированные социальные услуги могут быть условно разделены на три категории:

- услуги, не требующие специальной подготовки

- услуги, требующие подготовки

- квалифицированные услуги


  1. Услуги, не требующие специальной подготовки


Услуги по организации питания

- покупка, доставка продуктов питания

- помощь в приготовлении пищи


Услуги по организации быта

- доставка воды

- покупка, доставка промышленных товаров

- влажная уборка помещения

- вынос мусора


Услуги по уходу

- социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги

- вынос судна и его санобработка


Социально-реабилитационные услуги

- доставка средств реабилитации

- прогулка на свежем воздухе

- сопровождение в медицинское учреждение, на МСЭК

- содействие в обеспечении лекарственными средствами по заключению врачей

- содействие в госпитализации и сопровождении в ЛПУ

- посещение в стационарных учреждениях


2. Услуги, требующие специальной подготовки

(все что в п.1 и дополнительно)


Услуги по организации питания

- кормление ослабленных больных


Услуги по организации быта

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, транспорта

Услуги по организации досуга

- содействие в написании писем

- содействие в обеспечении книгами, журналами

- содействие в посещении культурных мероприятий


Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги

- обтирание, обмывание клиента, причесывание

- гигиенические ванны для рук

- гигиенические ванны для ног

- гигиенические ванны лица

- гигиенические ванны головы

- стрижка ногтей на руках

- стрижка ногтей на ногах

- смена постельного и нательного белья

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы

- помощь в оформлении документов

- помощь в получении путевок на лечение

- содействие в получении зубопротезной помощи

- организация проведения реабилитационных мероприятий

- содействие в оказании медицинской помощи

- содействие в получении протезно-ортопедической помощи

- оказание экстренной доврачебной помощи

- измерение температуры, АД


Правовые услуги

- помощь в оформлении документов

- содействие в получении льгот

- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и других социальных выплат

- содействие в получении юридической помощи



3. Квалифицированные услуги

(все что в пп.1, 2 и дополнительно)


Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги

- наблюдение за состоянием здоровья

- наложение компрессов

- обработка пролежней, раневых поверхностей

- выполнение очистительной клизмы

- проведение санитарно-просветительной работы среди проживающих

- участие в проведении реабилитационных мероприятий

- содействие в проведении индивидуальной реабилитации

- оказание психологической помощи

В связи с расширением реабилитационного направления в деятельности стационарных учреждений социального обслуживания в настоящее время возрастает потребность в социальных работниках и в новых специалистах – специалистах по социальной работе.

Значимость социальной работы по обслуживанию различных категорий граждан подтверждается установлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2000г. N 1796 нового профессионального праздника – Дня социального работника.

Дальнейшее совершенствование стационарной геронтологической помощи должно идти по пути укрепления материально-технической базы стационарных учреждений, создания комфортных условий проживания, предоставления гарантированных социальных услуг, достижения и поддержания уровня качества услуг, в соответствии с требованиями национальных стандартов.

Hosted by uCoz