Новый тип стационарного учреждения социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Его появление обусловлено ростом числа граждан престарелого возраста
и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

Наш адрес: 150007, г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 63 |  yarogc@yandex.ru |  гостевая книга  

Межрегиональная научно-практическая конференция
«Совершенствование геронтологической помощи в системе стационарных учреждений
социального обслуживания Ярославской области» 2008 год

Геронтологические общественные организации
как фактор поддержки пожилых людей в современном обществе

Зеленова Т.Г.
Доцент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,
кандидат педагогических наук

Руденко Л.Д.
Доцент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,
кандидат исторических наук

Полноценная социальная политика возможна лишь в том случае, когда государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики и организует их практическое воплощение совместными усилиями. Только опираясь на социальное партнёрство, государство в реальном многосубъектном обществе сможет обеспечить в полном объёме конституционно закреплённые функции социального государства. В период бурных социально-экономических перемен граждане страны ищут и находят новые организацион­ные формы, способные помочь, как государству, так и обществу. Аме­риканский исследователь Б. Ривал считает, что ни одно правительство не может, да и не должно, в любой период вре­мени обеспечивать все потребности народа. Так родилось поня­тие «гражданское общество». «Под терми­ном «гражданское общество» обозначается форма доброволь­ной самоорганизации конкретного человеческого сообщества, возникшая без давления со стороны государства, в рамках зако­на и государственных институтов».

Гражданское общество, помимо государственного и частного секторов, охватывает широкий спектр человеческой деятель­ности. По мнению Г. Златевой, существуют две основные формы первоначального объединения граждан: а) организован­ные собственно членами для оказания взаимной поддержки; б) организованные для того, чтобы оказывать поддержку другим посредством предоставления товаров или услуг. Объединения граждан в качестве своего основного вклада в развитие обще­ства привносят способность генерировать человеческий и об­щественный капитал. Гражданское общество, таким образом, представлено организациями, сфера деятельности которых не является ни госу­дарственной, ни коммерческой. По данным Л.М. Саламон и X К. Анхайер, все организации этого сектора, который на­зывают также «третьим», «независимым», «некоммерческим», «добровольческим», обладают рядом схожих признаков:

  1. организационной структурой

  2. отделены от государства

  3. учредители этих организаций не имеют права или заранее от­казываются от распределения прибыли в свою пользу

  4. обладают полной самостоятельностью в решении всех вопросов, связанных с их

деятельностью

  1. участие в них не является обязательным; деятельность осуществляется за счет

добровольного пожертвования финансовых средств или времени.

По данным авторов, основные сферы деятельности общественного неком­мерческого сектора включают в себя культуру, образование и исследования, здравоохранение, социальные услуги, окружающую среду и др. При этом, две трети всех занятых в мировом третьем секторе приходятся на сферы образования, здравоохра­нения и социальных услуг.

По данным экспертов экономическая выгода общественных организаций состоит в возможности привлекать благотворительные финансовые средства и дополнительные человеческие ресурсы к решению социальных проблем. Этот тезис наглядно подтверждают показатели развития и экономической эффективности третьего сектора в США, включающего 1,03 миллиона организаций, или 4,2 % всех юридических лиц: в 1995 г. более 40 % помощи и услуг распространялось че­рез общественные организации, а в 1997 г., предоставив работу 15,1 млн. человек, общественный сектор обеспечил 6,5 % национального дохода.

Как реакция общества на происходящие макросоциальные и экономические изменения, с конца 80-х годов в России начинается движение граждан по созданию общественных объединений. В настоящее время в стране зарегистрировано более 250 000 общественных организаций. Резкий рост числа этих организаций после 1996г. исследователи связывают с принятием Федерального закона «Об общественных организациях» от 19.05.95 г. N 82- ФЗ. В том же году 7 июля Государственной Думой был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях». 12 января 1996г. появился Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7- ФЗ. Принятие пакета этих законов безусловно стимулировало рост числа общественных организаций в России.

Исследователи «третьего сектора» нашей страны (Гуревич И.Д., Каторин И.В., Лущенко Т.Д., Реденькова И.Н., Шапкина Н.В., Аксентьева Е.В., Григорьев Г.Г., Полищук В.В., Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н.) приводят данные о деятельности общественных организаций, большинство из которых занимаются социальной поддержкой россиян, в том числе и геронтологической направленности. Для анализа состояния сектора исследователями были использованы данные проектов, поступивших на конкурс «Геронтология/Гериатрия» программы «Здоровье населения России» Института «Открытое общество», который финансировал в рамках специальной программы геронтологические проекты для всех регионов страны. Совокупность поступивших на конкурс проектов можно рассматривать как слепок, отражающий общую картину в сфере деятельности российских геронтологических общественных организаций.

Анализ проектов, поступивших на конкурс, проводился по регионам, откуда они поступали, видам деятельности, полу руководителей проектов. Распределение проектов по регионам выявило следующую картину. На долю регионов Центральной России, составляющих примерно треть территории Российской Федерации, включая Москву и Санкт-Петербург, пришлись 71,8% от числа всех поступивших геронтологических проектов. Из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, составляющих суммарно две трети территории страны, поступила лишь треть всех проектов -28,2%.

Для анализа видов деятельности нами были выделены по картам проектов 8 основных направлений активности геронтологических общественных организаций. По отношению к ним все проекты распределились следующим образом.

Виды деятельности

Количество проектов

Проценты

Разработка реабилитационных моделей, методик, медицинской техники

31

26,5

Помощь на дому

26

22,2

Дневные Центры

23

20

Информационно-образовательные

19

16

Добровольческие

7

6

Правовая помощь

4

3,4

Хосписы

4

3,4

Стационарные учреждения

3

2,5

Всего:

117

100


Как показывают данные таблицы, четверть всех проектов составили те, которые направлены на разработку методик или медицинской техники. Большинство этих проектов поступило из общественных организаций, созданных на базе клиник или научных институтов, что в целом не является типичным для деятельности общественных организаций. Свыше 40 % суммарно составили те проекты, которые относятся к сферам долговременной помощи пожилым и старым людям (помощь на дому, дневные центры). Это, на наш взгляд, свидетельство понимания персонала геронтологических общественных организаций важности наиболее актуальных форм помощи пожилым и старым людям.

Удельный вес остальных видов деятельности, к сожалению, не высок, хотя это именно те сферы, в которых, как показывает зарубежный опыт, возможности общественных организаций наиболее сильны. Данные по полу показал, что в 51% случаев руководителями проектов были лица женского пола. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Доля геронтологических общественных организаций в структуре всех российских общественных организаций составляет около 1%. Большинство геронтологических общественных организаций действует в регионах Центральной России: при этом несколько более половины их числа осуществляют свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге, лишь треть из них работают на обширных территориях от Урала до Дальнего Востока. Две трети всех геронтологических общественных организаций стремятся реализовать проекты в области долговременной помощи, при этом обращает внимание низкий удельный вес образовательных, правовых и добровольческих программ. Поскольку несколько более половины всех руководителей проектов составили женщины, это свидетельство их высокой активности в одной из самых гуманных сфер - социальной поддержке пожилых и старых людей. Таким образом, геронтологический сегмент российского «третьего сектора» невелик, имеет географические и методологические диспропорции.

Собственный опыт сотрудничества с геронтологическими общественными организациями в регионах Центральной России, Урала и Сибири по пере­даче опыта становления и организации медико-социальной помощи позволяет отметить типичные проблемы, характерные для многих из них: отсутствие стабильного финансирования, невысокий профессиональный уровень персонала, ограничения доступности к профессиональным информационно-образовательным ресурсам.

При активном участии самих общественных организаций разработан проект Федерального закона о социальном заказе, который предполагает социальное партнерство государственных и общественных организаций для решения социальных проблем общества. Не дожидаясь принятия Федерального закона, в ряде регионов, в том числе и в Москве, уже приняты аналогичные региональные законы.

Для установления партнерства с государством общественные организации должны обладать рядом следующих качеств:

- профессионализмом

-способностью к привлечению дополнительного финансирова­ния

- способностью выражать и лоббировать интересы своей груп­пы на уровне принятия государственных решений.

Для повышения профессионализма сотрудников геронтологических общественных организаций необходимо, по нашему мнению, прежде всего обучение персонала, создание специальных образовательных курсов в области гериатрии, геронтологии, современных моделей комплексной медико-социальной помощи пожилым и старым людям, внедрение тренинговых программ для обучения персонала общественных организаций как на местах, так и в специальном центре, использование современных обучающих методик и технологий, в том числе дистанционного обучения.

Обучающие программы можно размещать в компьютерных версиях на различных носителях (CD, дискеты, компьютерные программы). Этим целям служит и создание единого информационно-образовательного и коммуникативного полей для геронтологических российских общественных организаций. Это - национальная сетевая программа посредством Интернет для обмена информацией, обучения, проведения конференций и чатов в режиме on line, обмена опытом и др. Этим целям служит и созданный сайт Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе Дело» (Москва) (www.dobroedelo.ru). На сайте размещены материалы в области социальной геронтологии, подготовленные в «Добром Деле» и ориентированные на волонтёров, социальных работников, врачей, студентов социальных и медицинских учебных заведений. На его основе создан Виртуальный ресурсный центр для общественных организаций с разнообразными информационными, образовательными и коммуникативными ресурсами, размещается оригинальная система дистанционного обучения персонала геронтологических общественных организаций.

Мы отмечаем, что способность привлекать дополнительные финансовые средства у многих общественных организаций имеется, - иначе они не выжили бы за прошедшие десятилетия, но способности выражать и лоббировать интересы своей группы волонтёров в различных властных структурах придется учиться, и это важное условие дальнейшего становления геронтологического сегмента российских общественных организаций.

Создание национальной сети геронтологических общественных организаций, коалиция их лидеров для отстаивания интересов организаций, а значит и интересов их подопечных, лоббирование необходимых законов, совместная информационная и образовательная поддержка для становления гражданского общества в целом - вот что необходимо в настоящее время для профессионализации, координации и интеграции российских общественных организаций.

Hosted by uCoz