|
|
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Совершенствование геронтологической помощи в системе стационарных учреждений
социального обслуживания Ярославской области» 2008 год
Организация практического обучения студентов по специальности «Социальная работа»
на базе Ярославского областного геронтологического центра
Семенцова М.П.
Директор Университетского колледжа
Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова,
кандидат биологических наук
Беберина И.Г.
Старший мастер производственного обучения,
преподаватель Университетского колледжа
Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
Роор Е.А.
Преподаватель Университетского колледжа
Ярославского государственного
университета им. П.Г.Демидова
Подготовка специалистов по социальной работе –
сложный многоплановый процесс. Обучение
студентов организуется с учетом того,
что специальность «Социальная работа»,
в отличие от подавляющего большинства
других, является межведомственной.
Специалист
по социальной работе должен научиться
сохранять четкую профессиональную
идентификацию, то есть, в учреждении и
организации любой ведомственной
подчиненности, осознавая и учитывая их
специфику, осуществлять процесс именно
социальной работы. На любом рабочем
месте выпускник должен ощущать себя
работником данной конкретной организации,
на которого дополнительно возложена
миссия социального служения, и осуществлять
ее гибко, каждый раз по-новому, в
зависимости от конкретной ситуации.
Наибольший
опыт оказания помощи нуждающимся
накоплен в инфраструктуре социальной
защиты населения. Это исторически
сложившаяся система оказания помощи
является базовой по отношению к другим
сферам деятельности. Нельзя сказать,
что процесс социальной работы здесь
осуществляется полностью, но его элементы
присутствуют. За время практики в
учреждениях социальной защиты
осуществляется первоначальное знакомство
студентов с системой материальной и
натуральной помощи, различных видов
обслуживания. Кроме того, у них впервые
появляется возможность проверить себя
на устойчивость «желания помогать
людям», поскольку здесь очень много
«непрестижной» работы: помощь в ведении
хозяйства, доставка продуктов, лекарств,
обеспечение бесплатным питанием и т.д.
В
инфраструктуре образования социальная
работа находится в стадии становления,
но уже накоплен определенный опыт ее
осуществления. Здесь имеется специфика
целей и содержания помощи, связанная с
тем, что в первую очередь оказывается
психологическая и педагогическая
помощь, что не исключает и других ее
видов. В период прохождения практики в
учреждениях образования у студентов
усложняются задачи, и увеличивается
объем работы, появляются возможности
при оказании помощи использовать ранее
полученный опыт в решении новых задач,
в частности, устанавливать взаимосвязи
с учреждениями социальной защиты
(социального обслуживания).
В
инфраструктуре здравоохранения
социальная работа в настоящее время
только вводится: происходит процесс
определения ее целей, задач и содержания,
в котором руководители практики могут
принять непосредственное участие,
привнося в эти учреждения опыт, накопленный
в других отраслях. Благодаря этому
студенты имеют реальную (и практически
значимую) возможность рефлексивного
осмысления собственного опыта и состояния
сферы социальной работы в целом, увидеть,
где и что можно сделать для ее становления.
Профессиональная
идентификация может сформироваться у
студента только при постоянном удержании
целостности образовательного процесса.
При этом весь процесс профессиональной
подготовки выстраивается вокруг задачи
формирования у будущего специалиста
системного профессионального сознания.
И поскольку ее решение возможно лишь в
условиях включенности в профессиональное
сообщество и осуществляемую им
деятельность, практическое обучение
является важнейшей органической частью
образовательного процесса по данной
специальности.
В
соответствии с рабочим учебным планом
Университетского колледжа по специальности
«Социальная работа» производственная
(профессиональная) практика предусматривает
следующие этапы:
ПП.01.
Практика для получения первичных
профессиональных умений и навыков – 9
недель.
ПП.02.
Практика по профилю специальности - 10
недель.
ПП.03.
Практика преддипломная (квалификационная
или стажировка) – 8 недель.
На
любом этапе практики студенты приобретают
умения и навыки по трем направлениям:
Практика в
учреждениях социальной защиты
(социального обслуживания) населения.
Практика в
образовательных учреждениях.
Практика в
учреждениях здравоохранения.
Организация
практики на всех ее этапах обеспечивает:
выполнение
Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускников в соответствии с получаемой
специальностью и присваиваемой
квалификацией;
непрерывность,
комплексность, последовательность
овладения студентами профессиональной
деятельностью в соответствии с программой
практики, предусматривающей логическую
взаимосвязь и сочетание теоретического
и практического обучения, преемственность
всех этапов практики.
Задачами производственной
(профессиональной) практики по
специальности «Социальная работа»
являются:
расширение
и закрепление теоретических знаний;
формирование
профессиональных умений;
овладение
навыками самостоятельного выполнения
функций, возлагаемых на социального
работника;
приобретение
умений и навыков по специальности
социальная работа.
В
результате прохождения практики студент
должен уметь:
работать с
законодательными актами, нормативно-правовыми
документами, различными информационными
источниками;
реализовывать
права, обязанности и ответственность
социального работника в конкретных
условиях профессиональной деятельности;
работать с
клиентами, имеющими специфические
социальные проблемы;
использовать
современные техники и технологии,
материалы и оборудование в профессиональной
деятельности;
использовать
компьютерную технику в режиме
пользователя.
Основной
объем умений и навыков в стационарных
учреждениях социальной защиты студенты
Университетского колледжа приобретают
на базе Ярославского областного
геронтологического центра (ЯОГЦ).
Взаимодействие
Университетского колледжа с ЯОГЦ длится
уже третий год. Совместно с руководителем
практики от центра определяется круг
задач для студентов на каждый этап
практики.
В первый
год нашего сотрудничества на практику
были направлены студенты второго курса.
В основном проходила работа по организации
досуга проживающих в ЯОГЦ, по работе с
документами, помощь в бытовом плане,
разработка и проведение анкетирования.
Основываясь на опыте первого года
сотрудничества, по заявке ЯОГЦ
администрацией Университетского
колледжа были скорректированы сроки
практики – осенний период, летний
период. Это необходимо для отработки
навыков и решения задач (прогулки в
парке, выезд за пределы центра, и многое
другое именно в эти периоды).
Сотрудничество
работников центра и студентов
Университетского колледжа продолжается
и в рамках проведения практических
занятий по специальным дисциплинам на
базе ЯОГЦ. Это позволило студентам
самостоятельно разработать функциональные
обязанности специалиста по социальной
работе. Сотрудниками ЯОГЦ была выражена
благодарность администрации
Университетского колледжа за данную
работу.
В настоящее
время продолжается практическое обучение
студентов Университетского колледжа
первого, второго и третьего курсов на
базе геронтологического центра. В этом
году студенты – выпускники имеют
возможность выполнения дипломных работ
по таким темам, как «Основные направления
работы с пожилыми людьми в Ярославской
области», «Психосоциальные аспекты
старения», «Структура геронтологической
службы, ее основные задачи и принципы»,
«Специфика медико-социальных проблем
пожилого возраста», опираясь на опыт,
накопленный в ЯОГЦ.
В
процессе прохождения практики студентами
были отработаны под руководством
сотрудников ЯОГЦ ряд профессиональных
умений и навыков:
Стрессоустойчивость
– способность адекватно размышлять и
действовать в стрессовой ситуации,
предотвращать возникновение стрессов
и кризисов, контролировать свои эмоции
и сохранять спокойствие.
Адаптируемость
– гибкость мышления и поведения,
способность идти на компромисс, умение
приспосабливаться к быстро меняющимся
обстоятельствам, использовать новые
возможности и ресурсы.
Аналитичность
мышления – рассудительность, способность
адекватно оценивать обстоятельства,
мыслить аналитически, объективно
оценивать выполненную работу и искать
возможности ее совершенствования.
Решение
проблем – способность принимать
независимые и адекватные решения в
обычных и чрезвычайных ситуациях.
Инициативность
и творчество – умение действовать и
искать решения в незнакомых ситуациях,
способность к нестандартному мышлению
и по-новому и на более высоком качественном
уровне выполнять обычную работу,
проявление определенной независимости
в принятии решений и желание брать
ответственности за выполненную работу.
Самосовершенствование
через стремление к новому качеству
посредством приобретения новых знаний,
умений и навыков.
Самоорганизация
– это комплексное умение и навык,
означающее планирование, организацию
своей собственной работы, а также это
управление временем и формирование
собственного имиджа.
Дисциплинированность
– умение и навык обязательного подчинения
установленным в организации и
общепринятому порядку и правилам.
Компонентом данного навыка является
самодисциплина.
Коммуникабельность
– умение общаться с другими людьми.
Умение
работать с другими людьми – это
способность не только взаимодействовать,
но и эффективно работать в группе для
достижения общей цели.
Информационные
технологии - умение и навыки поиска,
обработки и анализа информации через
Интернет.
Планирование
и организация рабочего процесса –
комплексное умение и навык, обозначающее
способность спланировать работу и
выполнить ее в соответствии с требованиями
и в определенный срок с привлечением
запланированных ресурсов.
Опыт
приобретения умений и навыков на базе
ЯОГЦ показывает, что в дальнейшем
необходимо продолжать и совершенствовать
работу по взаимосвязи студентов
Университетского колледжа и сотрудников
геронтологического центра.
Инфраструктура
органов социальной
защиты в настоящее время нуждается в
специалистах, имеющих подготовку именно
среднего профессионального образования
по социальной работе.
|