Новый тип стационарного учреждения социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Его появление обусловлено ростом числа граждан престарелого возраста
и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

Наш адрес: 150007, г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 63 |  yarogc@yandex.ru |  гостевая книга  

Межрегиональная научно-практическая конференция
«Совершенствование геронтологической помощи в системе стационарных учреждений
социального обслуживания Ярославской области» 2008 год

Взаимодействие ФГУ «ГБ МСЭ по Ярославской области» со стационарными учреждениями
социального обслуживания Ярославской области

Карсанова Е.А.
Ведущий специалист по реабилитации
Федерального государственного учреждения
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области»

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.12.04г. N 1646-р «О создании федеральных государственных учреждений МСЭ» в Ярославской области создано ФГУ « ГБ МСЭ по Ярославской области».

Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы изложен в Постановлении Правительства РФ от 16.12.04г. N805.

Основными задачами федеральных государственных учреждений МСЭ являются:

  • проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

  • изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности,

  • анализ распространенности и структуры инвалидности.

Вопросы установления гражданам инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности урегулированы:

  • Федеральным законом от 24.11.1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

  • Вступившими в силу с 1 января 2004г. положениями Федеральных законов от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в части назначения пенсий по инвалидности в соответствии с ограничением способности к трудовой деятельности 1,2 и 3 степени,

  • Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. N 95 «О порядке и условиях признания граждан инвалидами»,

  • «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными постановлением Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005г. N 535.

Условиями признания лица инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ведущее к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с п. 34 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ N95 и в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями, установленными Федеральным законом от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ), для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро, проводившим медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и социальных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы МСЭ при согласии инвалида и выдается инвалиду (или его законному представителю) в виде единой формы установленного образца. ИПР включает в себя медицинскую реабилитацию, профессиональную реабилитацию, социальную реабилитацию и программу психолого-педагогической реабилитации для детей. ИПР разрабатывает врач - реабилитолог, при этом решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, нуждаемость в протезно-ортопедической помощи и других видах реабилитационных мероприятий принимается при наличии медицинских показаний и противопоказаний, в соответствии с ограничениями жизнедеятельности у инвалида.

Статистические показатели разработанных ИПР:

В 2005г разработано 18610 ИПР, что составляет 42,9 % от впервые признанных инвалидов в учреждение МСЭ из них 17418 ИПР для взрослых( 42.3% ) и 1192 ИПР( 54.7%) для детей. В 2007г. разработано 29120 ИПР, что составляет 89.4% от впервые признанных инвалидами, из них 27011 ИПР взрослым (89.4%) и 2109 ИПР детям ( 104%). Таким образом, специалисты МСЭ разрабатывают ИПР практически каждому инвалиду

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определен и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005г. N 2347-р. Кроме того, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 31 декабря 2005г. N 877 утвердило «Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Приказом Министерства РФ от 7 мая 2007г. N 321 с изменениями от 14 марта 2008г. N123н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации.

На каждое техническое средство реабилитации есть показания и противопоказания, определением которых и занимаются реабилитолог, специалисты МСЭ. В отношении каждого инвалида осуществляется индивидуальный подход.

ИПР в рамках освидетельствования инвалиду разрабатывается без заявления и выдается на руки с его согласия. При наличии группы инвалидности бессрочно, ИПР разрабатывается по письменному заявлению инвалида или его законного представителя. Согласно ч.2, ст.20 «Гражданского кодекса» и ч.1, ст. 64 «Семейного кодекса» законными представителями являются родители и усыновители несовершеннолетних, опекуны. Доверенные лица, в том числе и родственники не являются законными представителями гражданина.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008г. N 247 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, которые излагают пункт 13 о сроках наблюдения инвалидов в учреждениях МСЭ в новой редакции. В случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина группа инвалидности устанавливается без срока переосвидетельствования. Кроме того, утвержден перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно при переосвидетельствовании, но не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом.

В контакте со всеми стационарными учреждениями социального обслуживания Ярославской области, служба МСЭ проводит полный комплекс всех возможных реабилитационных мероприятий. Для инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, ИПР разрабатывается в основном на технические средства реабилитации, а социальная и социокультурная реабилитация проводятся стационарными учреждениями вне зависимости от наличия ИПР у инвалидов. Раздел профессиональной реабилитации разрабатывается преимущественно лицам молодого возраста с учетом возможностей трудоустройства.

В дальнейшем учреждение МСЭ продолжит сотрудничество с департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и стационарными учреждениями социального обслуживания по основной цели – социальной адаптации инвалидов и их интеграции в общество.

Hosted by uCoz