Новый тип стационарного учреждения социального обслуживания |
Межрегиональная научно-практическая конференция Модернизация системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области Албегова И.Ф. Материалистическая философия утверждает, что форма всегда отстает от содержания: содержание глубже и сложнее формы. По-видимому, данное утверждение справедливо и для современной государственной системы стационарных учреждений социального обслуживания российского населения: оставаясь старой по форме и состоящей из совокупности однотипных домов-интернатов для престарелых и инвалидов, она внутренне достаточно динамична, постоянно находится в развитии, которое подчиняется синергетическим законам. В начале XXI века в каждом регионе или области Российской Федерации существуют стандартные по форме, но особенные по содержанию системы названных учреждений. К числу их особенностей можно отнести: количественный набор учреждений, виды специализаций домов-интернатов, направления, методы и технологии адаптационно-реабилитационной деятельности, количество и качество ее мероприятий. Основу деятельности региональных и областных систем стационарных учреждений составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, совокупность местных нормативно-правовых актов и законов, отражающие насущные потребности проживающих пожилых граждан и инвалидов в этих учреждениях, а также потенциальных их клиентов. Во всех доступных российских законах и нормативно-правовых актах отмечается, что существование и функционирование всей системы стационарных учреждений социального обслуживания, защиты и поддержки российского населения осуществляется, в первую очередь, на принципах социально-психологической поддержки. Среди них особо выделяются принципы соучастия и понимания; открытости и конфиденциальности; своевременности социальной помощи и поддержки; приоритетности профилактики социальных проблем; признание ценности личности и значимости ее проблем; адресности и доступности помощи и поддержки; заявительности при их получении; творческого сочетания специализации и комплексности; профессионализма в оказании социальных услуг населению. К сожалению, внешняя среда, в которой существует изучаемая система, доминирует и предопределяет степень реализации обозначенных принципов. Так, вся система стационарных учреждений Российской Федерации, ее региональные и областные подсистемы развиваются под воздействием экономических, политических, социально-психологических и культурно-духовных изменений, происходящих в современном российском обществе. На состояние и развитие аналогичных систем в конкретных областях и влияют особенности исторического, социально-экономического и социально-политического развития регионов, состояние и специфика их социальных и властных структур. Именно они определяют количественный набор, спектр услуг и их качество в отдельных территориях и муниципальных округах. Например, государственная система стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области в настоящее время объединяет восемнадцать учреждений, из которых десять – дома-интернаты общего типа, семь – психоневрологические интернаты и один – детский. Объективно встает вопрос: много учреждений или мало, достаточно ли их количество для оказания своевременной и качественной геронтологической помощи? Чем (положительно или отрицательно) отличается система стационарных учреждений Ярославской области от аналогичных систем других областей Российской Федерации? В какой мере удовлетворяют социальные услуги, предоставляемые Ярославскими домами-интернатами потребности проживающих в них пожилых людей и инвалидов? Известен ли набор платных и бесплатных услуг потенциальным клиентам этих учреждений? Сколько граждан проживает сегодня в восемнадцати домах-интернатах? Если почти четыре тысячи человек, то, как это сочетается с экономическими закономерностями, политическими процессами, социально-психологическими факторами и морально-этическими нормами? Много это или мало для Ярославской области? Каковы перспективы развития системы стационарных учреждений в отношении расширения платных услуг, укрепления материальной базы, плюрализма форм собственности? Как в условиях развития региональной экономики Ярославской области государственным стационарным учреждениям не стать обузой для местных органов власти и населения? Где и как, в данном случае, нужно искать ресурсы для жизнедеятельности и развития домов-интернатов, не рассчитывая на бюджетные средства? Как строить отношения с местным социумом, широкой общественностью? Можно утверждать, что, если мы не будем пытаться искать ответы на эти вопросы, то ни о каком улучшении геронтологической помощи в домах-интернатах говорить не придется. Например, на первый вопрос о количестве учреждений можно ответить, что для Ярославской области восемнадцать домов-интернатов вполне достаточно и речь надо вести не об увеличении их количества, а об их качественном изменении. Когда в доме-интернате проживает от 50 до 405 и более человек, то он уже не похож на дом для жизни. Как можно при сосредоточении в одном географическом и социальном пространстве такого количества пожилых людей и инвалидов, а также необходимого по штатному расписанию квалифицированного персонала создавать положительный социально-психологический микроклимат, учитывать индивидуальные потребности каждого пожилого человека, а, тем более, удовлетворять их? По-видимому большое скопление людей является одной из причин социально-психологической дезадаптации, госпитализма с нивелировкой личностных особенностей пожилых граждан и их высокой смертности на первом году жизни в доме-интернате. Весь мир идет по пути развития малых форм всего и вся (жилищ, транспорта и т.д.), что также оказало свое влияние на возникновение и развитие в России государственных домов-интернатов малой вместимости. В Российской Федерации таковыми официально признаются стационарные учреждения на 50 и менее мест. В 2007 году в Российской Федерации действовало 494 государственных и муниципальных дома-интерната малой вместимости с численностью проживающих в них пожилых людей от 5 до 50 человек в каждом. Общее число живущих людей в таких интернатах составило более 14 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов1. Нормативно-правовой базой указанной социальной инновации стал Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»2. Для его реализации, а также оказания методической помощи еще в 2003 году органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Министерством труда и социального развития были разработаны, утверждены и изданы соответствующие методические рекомендации. В них была представлена технология организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов3. По-сути, вопрос не в выявлении того, является конкретное учреждение стационарным, полустационарным, дневного или ночного пребывания, а в том, сколько пожилых людей в нем получают социальные услуги. Создание домов-интернатов малой вместимости, по всей вероятности, позволит облегчить доступ гражданам пожилого возраста к социальным услугам, персонифицировать традиционное стационарное обслуживание и реально обеспечить более благоприятные условия для продления жизни пожилых людей4. Данная форма стационарного социального обслуживания особенно актуальна для пожилых людей, проживающих в сельской местности. Например, Г. Карелова говорит: «Россия является страной со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (20,8%), превышающие долю детского населения. По предварительным итогам переписи населения, из 145,2 млн. россиян на селе проживают более 38 млн. человек, из которых 9,2 млн. - лица пенсионного возраста»5. При этом, женщины составляют 64% от общего числа сельских жителей пенсионного возраста, а в возрасте старше 80 лет - около 1 млн. человек. Средняя пенсия сельского жителя на 20% ниже, чем у горожанина. При этом пожилые люди на селе в основном живут в ветхом жилье, часто практически без удобств. Доступность для них услуг социальной сферы превращается в непреодолимую проблему из ограниченных возможностей пользования услугами транспорта и связи, сокращения сети сельских учреждений здравоохранения, неразвитости системы розничной торговли. У стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости имеются хорошие перспективы: их открытие приводит к существенным изменениям жизненной ситуации, социальной среды и образа жизни конкретных пожилых людей и инвалидов, их максимальному приближению к привычным для них экологическим, культурным и социальным условиям. В них можно в полной мере реализуются различные индивидуальные адаптационно-реабилитационные программы и мероприятия социально-медицинского обслуживания пожилого человека (медицинского, психологического, социального и духовного характера). В доме-интернате малой вместимости имеется реальная возможность максимального учета специфических потребностей, интеллектуального потенциала и биопсихосоциальных особенностей проживающих в них пожилых людей и инвалидов. В Ярославской области имеются только два дома-интерната малой вместимости – Гаврилов-Ямский и Красноперекопский специальный дома-интернаты, в которых проживают по 50 человек в каждом. При таком количестве проживающих значительно легче осуществляются все виды адаптационно-реабилитационных мероприятий, создаются благоприятная окружающая среда и положительный социально-психологический микроклимат. У самих проживающих реже возникают ощущения скученности и чувство толпы, ведущие к психологическому дискомфорту. В учреждениях с такой численностью проживающих пожилых людей и инвалидов сотрудники, как правило, более качественно выполняют свои должностные обязанности, способствуя тем самым их социальной адаптации. Таким образом, необходимость улучшения геронтологической помощи в современных государственных стационарных учреждениях социального обслуживания российского населения объективно ставит проблему модернизации самих домов-интернатов. Одним из ее направлений является постепенный переход к учреждениям малых форм с качественным улучшением социальных услуг внутри домов-интернатов с малой вместимостью. 1 http://old.strana.ru/stories/02/01/24/2404/185720.html Дата обращения 21 декабря 2007 года 2Там же 3 Методические указания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов» http://old.strana.ru/stories/02/01/24/2404/185720.html Дата обращения 21 декабря 2007 года 4Там же. 5 http://old.strana.ru/stories/02/01/24/2404/185720.html. Дата обращения 21 декабря 2007 года |